Виртуальное общество

В этой статье мы пытаемся раскрыть предпосылки появления виртуального общества и виртуальной экономики.

от индустриального к виртуальному

Начнем с того, что в начале нынешнего века пользователи сети Интернет кардинально меня­ют свое потребительское поведение. Опрос пользо­вателей Интернет показал, что 82 % проводят свободное время совершенно иначе, чем раньше; 59 % заявили, что Интернет для них является основным источником развлечений, половина опрошенных пользуются Интернетом во время, которое на телевидении называ­ется «прайм-тайм», 79 % всех опрошенных ответили, что делают по­купки по сети; 25 % ежедневно играют в сетевые компьютерные игры.

Интерактивность открывает потребителю новые возможности в онлайн доступе к услугам: банковским, консультационным, торговым, не­которым медицинским (типа диагностики). Ожидается, что к 2015 г. 50 % услуг будет оказываться через Интернет.

Благодаря возможностям Интернета увеличивается степень сво­боды выбора в индивидуальной организации потребления. Распро­странение надомной работы позволит более гибко распределять время между досугом и выполнением рабочих обязанностей. Покуп­ки, посещения банка, визиты к врачу и т.д., для чего раньше прихо­дилось выходить из дому, будут доступны в собственном жилище. Снизятся затраты времени на перемещение и пользование услуга­ми. Изменится характер использования традиционных предметов потребления. Например, появятся холодильники, способные сами сделать заказ на продукты, если их не хватает.

В конечном итоге это приведет к существенной структурной пе­рестройке экономики. Например, сократится сеть розничных ма­газинов и число работников торговли за счет появления вирту­альных магазинов и торговых автоматов, снизится потребность в автомобилях так называемого «повседневного пользования», так как предпочтение будут отдавать автомобилям для путешествий в дни отпуска и т. д.

Основой развития виртуальной экономики является обмен: товар – материальные блага. В состав товара кроме продукта и инвестиций уже входит интеллектуально-информационная техно­логия. Роль денег в той форме, в какой они есть, значительно пада­ет. На первое место выходят материальные блага, которые можно получить за деньги, а именно элитное образование, высококаче­ственное лечение, комфортабельный отдых, элитный туристский продукт, власть и, пожалуй, самое важное — это свободное время человека.

Информация, появившаяся как сбор сведений, стала рассматриваться независимо от конкретной физической природы рассматриваемого объекта. Это привело к появлению ки­бернетики. Кибернетика (гр. kybernetike — искусство управления) есть наука об общих чертах процессов и сис­тем управления в технических устройствах, живых организмах и че­ловеческих организациях. Слово кибернетика происходит от Ампе­ра, который назвал этим словом в 1834 г. рауку об управлении человеческим обществом. В 1947 г. профессор математики Техноло­гического института в Массачусетс (США) Норберт Винер (1894-1964) выпустил книгу «Кибернетика, или управление и связь в жи­вом организме и машине». В 1950 г. он издал в Польше свою вторую книгу «Кибернетика и общество». Так возникла наука, имеющая ог­ромные возможности. Революционный взрыв, который произвела кибернетика в науке, — это открытие обратной связи. Понятие об­ратной связи означает, что все мы живем в мире систем: человек — это система, экономика — тоже система, мозг человека и компью­тер — это те же системы.

Информационное общество или общество знаний — это общество, в котором производство информационного продукта главенствует над производством материальных ценностей.

Ключевые позиции во всех отраслях народнохозяйственного ком­плекса занимают знанияЗнания становятся таким очевидным и решающим фактором развития общества, что они превращаются в стратегические ре­сурсы.

Стратегические ресурсы информационного общества – это умственный капитал, интеллектуальные способности человека, концентрация теоретических знаний, обработка информации, ква­лификация и переквалификация, умения и профессионализм. Информаци­онное обществоэто общество знаний.

Концепция информационного общества является разновиднос­тью теории постиндустриального общества.

В постмодернистском обществе на первый план выходят такие параметры, как большая политическая активность, большие инвес­тиции в политическую деятельность, приоритет знаний, образова­ния и научных исследований. Постмодернистское общество — это современное общество цивилизации начала XXI в. Социологи используют понятие «постмодернистское общество» как синоним постиндустриального общества.

Одной из важных предпосылок функционирования постмодер­нистского общества является плюрализм в производстве информа­ции. В данном случае плюрализм (лат. pluralis — множественный) означает множественность мнений и взглядов. С другой стороны, файлы ком­пьютеров различных хозяйствующих субъектов (корпораций, фирм, банков, страховых компаний и т. п.) содержат стратегически важ­ную информацию. Государство, так или иначе, должно контролиро­вать их, т.е. помимо плюрализма существует и государственный тоталитаризм.

На рубеже XX – XXI вв. значительно обострилась борьба за владение информацией. Причины возникновения информационных войн и их внутренние цели лежат, прежде всего, на ответ­ственности журналистов и средств массовой информации, из кото­рых сегодня они почти все «продажные», так как подчиняются воле одного человека — того, кто владеет СМИ, и финансирует их функционирование. Как известно, деньги, полученные на опреде­ленный заказ, надо отработать путем выполнения этого заказа.

Развитие постмодернистского общества вплотную связано с виртуальной экономикой и с электронным бизнесом.

Запись опубликована в рубрике Виртуальный мир с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>