Виртуализация знания

В этой статье делается попытка пояснения происходящих, на первый взгляд, непонятных явлений в науке, которые однако легко поясняются виртуализацией общества.

 Социальные институты в сфере науки сформировались как комплекс методов, обеспечивающих открытия истины и повышения квалификации. Однако в постиндустриальном обществе следование этим требованиям симулируется (моделируются), вследствие чего институты становятся виртуальной реальностью.

Наука сейчас – это не предприятие по поиску истины, а вид состязаний в манипулировании моделями научных дискуссий. В этом плане имеют место две тенденции:

Во-первых, материальный эксперимент все чаще замещается экспериментом на моделях. Если раньше теории могли строиться только на основе открытия некоего порядка, присущего вещам, то теперь вполне допустимо моделирование без последующего перехода к каким-либо реальным объектам, например компьютерные модели (симуляции) природных, технологических и социальных процессов. Основным методом науки управления – кибернетики становится метод математического моделирования.

Во-вторых, процесс верификации гипотез все чаще замещается процессом фальсификации. Если раньше достаточным аргументом против теории считались противоречащие ее положениям данные эксперимента, то теперь – изобретение альтернативной модели может служить аргументом.

Наука становится процессом построения альтернативных моделей. Вследствие этого возросла роль воображения, фантазии, парадоксальности мышления в той сфере, где ранее они были недопустимы, где ранее на практике строго доказывались величины приращения знания.

Добавим, что объект науки, ее процедуры и институциональный строй также виртуализируются. Нарастающая профессионализация и институционализация науки в постиндустриальном обществе привели к кризису прежней легитимации знания и замене апелляции к благу и развитию человечества, а также апелляцией к финансовой (экономической) эффективности.

Наука, осуществляющая себя как инструмент овладения природой (в том числе природой человека), критерий истины полагает не в воспроизводимости результатов на опыте или в консенсусе коллег-экспертов, а в поддержке спонсоров – государства и различного рода фондов.

 Студентами движет стремление не к истинному, а к выгодному знанию. Знанию, которое можно будет в дальнейшем подороже продать на рынке труда. Происходит отделение научности от истинности, воспроизводства науки как предприятия от собственно поиска истины. Наука и приращение знания расходятся так же, как экономика и производство, политика и управление.

С утратой легитимации посредством ценностей Свободы и Прогресса в условиях постмодерна принцип самовоспроизводства науки превалирует.

Академический статус становится функцией образа компетентности, заслуживающей финансирования. В деятельности ученых и студентов все больше сил и времени отводится созданию и презентации образа, необходимого для успеха в конкурсах на получение грантов, стипендий для обучения за границей, заказов на консалтинговые услуги и т.п. Отсюда – расцвет в последние десятилетия именно тех социальных технологий, которые адекватны симуляции компетентности: исследовательские фонды, гранты, консультирование, конференции, академические обмены, перманентное образование. И эту тенденцию не стоит рассматривать как проявление упадка научной/академической этики. Высокая «плотность» научного сообщества не оставляет места и времени для скрупулезной процедуры накопления и представления результатов. Этот дефицит места и времени приводит к тому, что единственно научной, рациональной формой дискуссии становится необоснованная, неструктурированная, но эффектная презентация образа идеи или теории.

Мы живем в эпоху науки образовобразов науки). Следование базовым нормам, направлявшим познавательные/исследовательские практики: факт, открытие, исследование, компетентность, – симулируется.

С замещением вещественных объектов и реальных действий симуляторами, исполнение социальных ролей ученого, преподавателя, студента становится виртуальным. Как следствие, виртуализируются иерархия научных степеней и званий (академическое сообщество), научная дискуссия (конференции, конкурсы), научное разделение труда (исследовательская/учебная организация), то есть виртуализируются университеты и исследовательские лаборатории как социальные институты.

Ничего не поделаешь, в виртуальном обществе виртуализируется буквально все.

Запись опубликована в рубрике Управление виртуальной реальностью с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>